Оценка бизнеса как основа принятия управленческих решений
Многие российские компании стремятся перейти на новую стоимостную концепцию управления бизнесом, суть которой проста: рассчитать стоимость активов и пассивов (в целом и по отдельности), внутренних и внешних бизнес процессов, на основании чего определить, как увеличить эту стоимость либо принять решение о продаже, ликвидации или реорганизации неэффективных составляющих.
Однако на сегодняшний день все, что есть в арсенале управленцев – это 3 стандартных подхода к оценке бизнеса: дисконтирование денежных потоков, метод сравнения частей или бизнеса в целом с аналогичными объектами на рынке, оценка стоимости чистых активов.
Такие подходы актуальны, когда проводится оценка стоимости имущества для целей продажи, но в качестве основы для принятия управленческих решений, формирования бизнес стратегии они сложны, а иногда и не возможны в силу нескольких существенных недостатков:
- поиск необходимой для анализа информации, а также проведение расчетов достаточно громоздко, поэтому регулярная, периодическая оценка бизнеса потребует значительных ресурсов (человеческих, временных, финансовых, информационных);
- финансовая отчетность компании имеет огромное количество данных и их корректировок, отличается специфическими формами и видами, не приспособленными для целей управленческой оценки;
- оценка активов компании со стороны бухучета использует балансовую стоимость, отличающуюся от рыночной стоимости в меньшую сторону, поэтому для выявления реальной ситуации необходимо проводить переоценку всего имущества для управленческих целей оценки бизнеса;
- нет возможности для краткосрочного планирования денежных потоков (до 5 лет), что лишает управленцев существенной информации для эффективного принятия обоснованных решений;
- нет достаточной базы рыночных аналогов для проведения оценки бизнеса методом сравнения, в отличие от тех наработанных баз, которые имеет независимый оценщик, специализирующийся на конкретном направлении оценочной деятельности.
Таким образом, для использования стоимостного подхода к управлению компанией нужно разрабатывать новые оценочные методы и подходы, позволяющие определять более информативные виды стоимости. Удачным примером здесь может быть капитализация бизнеса, оценка рыночной стоимости чистых активов, оценка бизнеса, как постоянно функционирующего субъекта хозяйственной деятельности с непрерывным доходом.