Западная Сибирь в начале XVII века

Западная Сибирь в начале XVII века

Интенсивное освоение зауральских пространств началось сразу же после того, как казаки Ермака проложили путь через Уральские горы и нанесли решающее поражение Сибирскому ханству. Пришедшие на смену Ермаку воеводы один за другим строили города на Иртыше, Оби и их притоках: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Пелым и Березов (1593), Сургут и Тара (1594), Туринск и Мангазея (1600), Томск (1604), Кузнецк (1618) и другие. Каждый из городов являлся центром обширной округи и в то же время опорным пунктом на одном из великих водных путей, по которым шла колонизация края.

Таким образом, еще до начала Смутного времени в состав России был включен весь бассейн Оби и Иртыша, на севере — вплоть до океанского побережья, на юге же — до границы со степью, где противодействие кочевников вынудило русских остановиться. Центром вновь осваиваемого края стал Тобольск. Впервые годы после «сибирского взятия» существовало несколько путей за Урал. Наиболее древними из них были северные пути, известные русским уже несколько веков и проложенные в обход бывших владений Казанского ханства. Один из них шел с Печоры перевалами через Северный Урал и выходил к Березову.

Другой, именовавшийся «Мангазейским морским ходом», — морем от Архангельска до побережья полуострова Ямал, затем реками и волоком в Обскую губу и, наконец, к Мангазее, находившейся на р. Таз. Однако основным был путь через верховья Камы, выводивший к Тобольску и другим важнейшим центрам Сибири. Было опробовано несколько способов перебраться в этих местах через Уральский хребет, и наиболее удобным оказался путь от Соли Камской к верховьям Туры, где в 1598 г. был построен город Верхотурье, ставший основными «воротами в Сибирь».

В заселении Сибири решающую роль сыграли выходцы с Русского Севера. Не будучи связаны крепостной зависимостью, они могли перебираться в Зауралье на законных основаниях. Кроме того, в Сибири, как и на Севере, основным транспортом был речной. Опыт плаваний по рекам и морю, а также строительства речных и морских судов, имевшийся у поморов, был просто необходим для преодоления огромных сибирских расстояний.

Читайте также

Читайте также: