Продажи принтеров в России: европейская стагнация?
В 2012 году в России было продано 4,4 млн. штук принтеров и настольных МФУ, что всего на 1% больше, чем в 2011 году. Такие данные были обнародованы компанией ITResearch – одним из ведущих экспертов, исследующих, в том числе, и рынок устройств печати. С одной стороны, профессионалы усматривают в этом факте общеевропейский тренд, с другой же – считают, что не все так однозначно, и рынок печатных устройств стоит изучать более подробно.
Автоматизация бизнес-процессов, начиная с офисного формата и заканчивая производством, уже давно немыслима без устройств печати. Как пишут аналитики, наибольший объем продаж в этом сегменте техники в России пришелся на 2007 год, когда было реализовано 5,3 млн. принтеров (включая МФУ) на общую сумму около 1,1 млрд. долларов. Сравните его с 915 млн. долларов, полученными от продаж в 2012 году, и уловите тенденцию: рынок, действительно, остановился.
Как отмечают эксперты, кроме общего тренда, в России есть ряд своих особенностей, влияющих на фиксацию роста продаж в данном сегменте. Во-первых, в нашей стране, по сравнению с Западной Европой, принтеры используются гораздо дольше. Вторым моментом, влияющим на сокращение рынка печатных устройств, является завершение нормативно-правовой базы, необходимой для перехода электронный документооборот, в результате чего многие компании могут в ближайшем времени перейти на «безбумажный» формат работы.
Однако все вышесказанное в большей мере касается офисной печати. Меж тем не надо забывать, что рынок печатных устройств чрезвычайно многогранен. Существует отдельный класс принтеров широкоформатной печати, есть МФУ с печатью на самых разнообразных носителях (кстати, именно лазерные МФУ показывают стабильный ежегодный рост в размере около 20% на протяжении последних лет, чего не скажешь о «струйных»). Принтер этикеток также представляет собой отдельный сегмент продаж. И, по мнению экспертов, если рассматривать рынок именно в сегментарном разрезе, то можно обнаружить немало драйверов качественного роста.
Заметьте, речь опять же идет не о количественных показателях: конкуренция уже давно перешла в плоскость новых технологий. Так, все больше востребованы устройства, оснащенные беспроводными каналами связи, а также мультифункциональные системы, способные взять на себя не только печать с большого количества носителей, но и корректировку изображений и т. д.